рыба ушла в суворове
Из суворовского водохранилища «смыло» всю рыбу
Толстолобика оттуда буквально унесло в близлежащий пруд
Как предполагают жители Суворова, из водохранилища тепловой электростанции «смыло» примерно 30 тонн толстолобика.
Рыбу с поверхности неглубокого водоема местные жители собирали руками
Предположительной причиной происшествия стало неправильное открытие шлюзов на Черепетской ГРЭС.
По данным tesiaes.ru, рыбы в водохранилище больше не осталось. При условии, что ГРЭС окажет максимальное содействие, восстановить популяцию удастся не менее, чем через 6-7 лет.
Об экологических проблемах на предприятии «ГЛАВНЫЙ РЕГИОНАЛЬНЫЙ» писал еще прошлым летом. Тогда много говорили о строительстве третьей производственной очереди, о введении в эксплуатацию новых мощностей, о параллельном использовании старого оборудования.Помимо выбросов вредных веществ в воздух, экологи опасались, что изменение технологии приведет к массовой гибели рыбы. Как оказалось, опасались не зря. Только произошло все гораздо быстрее, чем думали «зеленые». Проверки на предприятии производить было крайне непросто: сказывались постоянные перерегистрации. Тем не менее, прокуроры это все-таки сделали. В 2014 году на ГРЭС были выявлены нарушения природоохранного законодательства.
«Воду собираем с парусов»: новосибирская семья оказалась в океанской блокаде
Паре с детьми отказывают в пополнении запасов
С 2017 года уникальная семья мореплавателей Клочковых из Новосибирска с двумя детьми путешествует по морям-океанам на яхте. Они надеются, что их кругосветное плавание войдет в Книгу рекордов России: по их словам, «этого не делала ни одна семья с детьми в мире». Все шло по плану, пока семье отважных морепроходцев не понадобилось пополнить запасы воды и еды на берегу. Но из-за ковида их не приняло ни одно государство. И даже воды не передало на борт. «МК» связался с Клочковыми, и они прямо из океана рассказали о своей ситуации.
Семья Клочковых. Фото: Из личного архива
Семья Клочковых ведет хронику своих многочисленных путешествий на всевозможных сетевых ресурсах и Ютьюбе. Они называют себя «первым и единственным семейным экипажем с детьми», успешно сходившим «под парусом в Антарктиду, прошедшим мыс Горн, мыс Доброй Надежды, ревущие сороковые и неистовые пятидесятые широты». Команда — это капитан судна, опытный мореплаватель папа Андрей Клочков («участник и призер престижных яхтенных гонок, участник экстремальных горных походов и скоростного восхождения на пик Кинабалу»); старший помощник мама Марина («член РГО, эколог-энтузиаст»); второй помощник 19-летняя Анастасия и юнга 10-летняя Лада — «самый юный моряк, прошедший мыс Горн — самое штормовое место планеты — в возрасте 7 лет», как описывают ее родители. «В маршрут заложены 5 полностью автономных переходов продолжительностью от 25 до 55 дней. Во время экспедиции младший корабельный состав обучается морскому делу и изучает программу средней школы», — сообщает семья в своей хронике. То есть обе девочки обучались (а младшая еще обучается) на борту удаленно (в Географической школе имени апостола Андрея Первозванного).
Пандемия внесла свои неприятные изменения в планы морских путешественников, о чем семья рассказала «МК» прямо с борта яхты, через спутниковую почту. Первым, кстати, тревогу забил путешественник Оскар Конюхов (сын Федора Конюхова), который 22 ноября сообщил на своей странице: «Семья Клочковых из Новосибирска, которая идет вокруг света, уже более 70 дней находится в океане. Стартовав из Хобарта (Тасмания), они двигаются в сторону Панамского канала. Больше двух месяцев в автономном плавании. Кто-то скажет, к чему такой подвиг, а подвиг вынужденный. Их не приняли ни Новая Зеландия, ни Острова Кука, ни остров Рождества, ссылаясь на карантин и пандемию. У людей закончились вода, продукты, требуется ремонт такелажа, но островные власти это не волнует. Запрет на заход, и точка».
В эти самые дни семья на своей белоснежной яхте направляется к Французской Полинезии и надеется, что их там примут.
18 ноября Марина написала в хронике о 77-м дне «в плену у ковида в море»: «Как ни крути, а автономный поход затянулся. Пришла чума, и сегодня 11 недель самоизоляции. И вот мы с юнгой сегодня шьем маски из белого трикотажа для Полинезии. Пандемия сделала нас более терпеливыми. А в последние месяцы более одинокими».
Как сейчас обстоят дела у семьи, «МК» узнал из первых уст. Клочковы рассказали, что купили яхту 8 лет назад, в октябре 2013 года, и сразу вышли в большое плавание. За первую зиму прошли Средиземное море с запада на восток, это была тренировка перед выходом вокруг света. В ноябре 2014 года стартовали из Черногории в первую кругосветку. Во время первой кругосветки летали с Кубы домой на месяц в марте 2017 года, с тех пор дома не были. После Таити (когда за 4 года прошли половину кругосветки) повернули в Антарктиду.
Фото: Из личного архива
— 22 ноября 2018 года мы прервали первое плавание и начали другое — экспедицию по самому сложному кругосветному маршруту: через все южные мысы планеты и Антарктиду, — рассказывает Марина. — Этого не делала ни одна семья с детьми в мире. Через 3–4 дня мы замкнем круг — пересечем свой трек в районе Таити. Сейчас мы на подходе к Французской Полинезии.
— Ситуация с водой и едой действительно критичная?
— Трудности есть, но критичных поломок и проблем, которые мешают движению, нет. Нас спасать пока не надо! Ситуация с водой: почти 2 месяца назад у нас сломался опреснитель. Вода жестко экономится, и мы стали зависимы от внешних источников. В 10-х южных широтах удавалось пополнять запасы воды, собирая дождевую воду с парусов. На 70-й день пути (в полной самоизоляции) мы запросили emergency stop в государстве Кирибати, на острове Рождества. Морским законодательством предусмотрена 3-дневная остановка в случае экстренной необходимости — для ремонта и пополнения запасов. В воде и остановке на якоре нам отказали. Нам все равно пришлось встать там на несколько часов, чтобы отремонтировать парус и такелаж. Воду просили неоднократно, буквально вот так: «Нам нужна ваша помощь, без воды мы можем не выжить». Офицеры наблюдали детей на борту, но в помощи нам было отказано.
По словам Марины, сейчас это, к сожалению, типичная ситуация. Они не первая яхта, которой в пандемию отказали в emergency stop. «У нас впритык хватало воды, чтобы дотянуть до Полинезии (около 2 недель пути). На яхте есть аварийный ручной опреснитель, потому мы ушли от атолла Рождества после их требования покинуть страну. Иначе бы остались».
— Все трудности, что мы сейчас испытываем, преодолимы, мы были готовы к закрытому на ковид океану, — говорят супруги. — Страшно то, что страх заразиться от не заразных после месяцев самоизоляции моряков подвергает их жизни опасности. Отказывают людям в помощи, нарушая и морское законодательство, и законы человечности. Странно, что все еще не придумали, как безопасно доставить воду и еду на борт (это так просто технически сделать!), — в этом мы видим основную проблему.
— А провизии вам на сколько хватит?
— Еще на 4–5 месяцев. Путь до Владивостока или Южной Кореи без остановок займет около 3 месяцев. Конечно, после 82 дней в море нужно пополнить запас свежих продуктов. Воду собираем с парусов, но дождей не так много. Необходимо встать и для ремонта, для этого мы рассматриваем малообитаемые или необитаемые острова стран Острова Кука, Тонга, если не удастся попасть туда легально. Пока яхта болтается в штилях, есть возможность выяснять условия через спутниковую почту. Судя по опыту наших предшественников, примет только Фиджи. Сейчас ситуация не критическая, мы справляемся сами, за исключением того, что все труднее изобретать новые блюда из консервов и круп, а также очень хочется на землю, особенно детям. Если ситуация будет отчаянной, обратимся за помощью к российским посольствам, чтобы получить возможность зайти в какую-то из стран по пути.
Суворовские дали.
Поездка была тщательно спланирована по времени и маршруту, и ехать решили как только рассветёт. Не успели загрузить в машину вещи, как над нашими домами увидели вот эту прекрасную пару цапель. Жаль, что мы были не готовы к фотосессии.
Проехав окружной центр останавливаемся, чтобы запечатлеть панораму Черепетского водохранилища. Берега просто ужасно грязные. Для полноты картины не хватало только трупов. Но мы всё же нашли место для удачных фото.
Первая наша запланированная остановка была совсем недалеко, и мы не медля двинулись к ней.
Часть первая. Искусственное озеро.
Снимки со спутника этого водоёма выглядели как то жутко. И в мыслях мы готовились увидеть картину экологической катастрофы. А пока, оставив машину, спешили разменять первые километры.
Чуть ли не сразу нам стали попадаться разного рода водоёмчики, все, конечно же, замусорены основательно. Каждый снимок приходилось делать по десять раз, чтобы не попадал мусор в кадр. Но местами он всё равно закрадывался.
Идём дальше к нашей цели. По левую руку возникла насыпь, длиной в километр, и это говорило о том, что озеро за этой насыпью. А вот и слив с озера. Как мы поняли, это резервный источник питания Черепетского водохранилища, так как река Череперть не справляется с тем, чтобы наполнить водохранилище в одиночку.
Из всех птиц, что пролетали около нас, внимание привлекали только вОроны, размеры которых были внушительными.
Кругом «красовались» старые постройки, брошенные сады и перелопаченная когда-то местность.
Вообщем, полчаса мы потратили чтобы добраться до водоёма. Поднимаемся на бугор, сердце замирает от предстоящей картины уничтоженной природы. и.
Да вроде как тут нет разрухи то. Виднеется слив перед нами, к нему идём, там открытая вода и будет панорама.
Вид, надо признать, шикарный. Никаких запахов от воды, никакого мусора. Только чистая гладь воды и чайки.
Походив немного, увидели вдали стаи уток. Вообщем, пруд довольно таки живой и вполне себе функционирует. 1 камень с плеч.
Познакомившись с таким чудом гидротехники, мы возвращаемся к машине и стартуем дальше.
Часть вторая. Дорога к монастырю.
Так вышло, что следующая точка находилась на самом краю Тульской области, и проходила она через населённый пункт, под названием Северо-Агеевский.
Не смогли проехать мимо старой водокачки. Хотя, как сказать, старой. Простоит она ещё сто лет и будет выглядеть моложе современных. Ни историю возникновения, ни чего либо ещё по ней пока найти не удалось. Поэтому, просто фото на память.
Выглядит очень серьёзно и массивно.
Заглянув внутрь увидели горы мусора. Впрочем, как всегда. Уже и не ждёшь чего-то другого.
Когда мы шли к дороге, рядом с нами проехала НИВА и подняла столбы пыли. И солнечный свет их осветил.
Ещё одна хорошая фотография на долгую память.
Едва мы проехали Северо-Агеевский, а нам уже пришлось делать следующую остановку. Перед деревней Боровое, в лесу, увидели детский оздоровительный лагерь. И он функционирует. Душа радуется.
Пока стояли дышали свежим воздухом, пропитанным ароматом хвои, обратил я внимание на первые признаки осени.
Грусть и печаль, лето проходит. А с другой стороны, у осени есть свой шарм, да и всем известно, у природы нет плохой погоды. Едем дальше. Буквально 1 км и ещё одна остановка в д. Боровое.
Церковь Анны Праведной.
Год постройки 1776.
Вы не подумайте, что я какой то фанат старых церквей или религии. Нет. Просто это наша история, и, если уж на то пошло, часть природы. Всем этим церквям и храмам, которые попадают в мои истории, уже столько лет, что их можно считать частью рельефа и окружающего мира природы.
Церковь оказалась разделена на 2 части. К чему бы это?
А этот снимок пойдёт в печать и на стену!
Заходя с другой стороны, натрескались сливы, я ещё умудрился 3-4 кг домой нарвать. Всё осыпается, есть брошенные дома.
Собственно, второй вход, он же главный.
Здесь уже видны следы свежей работы по восстановлению церкви. Может, к лучшему. Тут не мне решать.
В церкви были буквально 5 минут. Слива ждать не будет. Ну, и на память, фото деревни.
Деревня, кстати, солидная. Это просто я сделал фото вокруг церкви. Дальше вполне себе крутые дома.
Часть третья. Мужской монастырь Покрова Пресвятой Богородицы.
Находится в 1 км от Боровое, в сторону р. Ока. Дата постройки неизвестна. На данный момент восстанавливается, хотя по каталогу числится не действующим. Годы постройки неизвестны. В одной статье видел 1440. То есть, ОЧЕНЬ СТАРЫЙ. Хотя, как мой взгляд определил, дилетантский, век 16ый главное здание.
Но пока я не знал, что входить можно, в стене искал отверстия для того, чтобы сделать фото.
Но тут к нам подошли охранники и пригласили заходить.
Вот эти строгие прямы формы, в виде куба, как раз и подсказывают на 16 век.
Кирпич на окнах полукруглый формы. Прям декоративный.
Ну, и территория монастыря.
Уже появилась часовня современная.
Много было и хоз построек, но они не для фото. Прощальное фото монастыря. и в путь.
Посетить место стОит, но всех дел там минут на 20. Половина территории вход запрещён.
Сам монастырь стоит на крутом склоне реки Оки. Ну, а если Ока рядом то надо идти к ней обязательно.
Идём вдоль стены и спускаемся к реке.
Ощущение, что «натерпелся» монастырь, в своё время, не покидало. Стоит он в ключевом месте. Частенько, наверное, супостаты сюда ломились, но монастырь устоял.
Опять же, множество хищных птиц.
Идём к воде. Жара стоит, хоть и конец августа.
Голубянка Терсит. Довольно редкая. Защищена Красной Книгой области.
Впереди увидели лодку старую, подошли посмотреть.
Позади лодки льётся холодный ключ. Да непросто ключ, а полноценная река. Аж собаку сносило течением.
Вот, в принципе, на том и всё, в этой части Суворовского района. Возвращаемся к машине и едем дальше.
Часть четвертая. Река Черепеть и её пойма.
Сюда собирались заехать, в основном, из-за хвойного леса. Но и реку тоже хотелось взглядом окинуть. Здесь не было никаких исторических мест, чистая природа. На противоположном берегу реки располагался курорт и минеральный источник Краинка.
Оставив машину в тени, направляемся изучать местность!
Рай для любителей поплавочной рыбной ловли. На солнце видны косяки рыб, стоящие около поверхности. А больше всего радовала тишина.
Пройдя ещё немного, мне наконец-то повезло. Птичка сделала поход.
Полевой лунь, расстояние 10-15 метров. Во всей красе.
В галерее можно каждое перышко рассмотреть!
А мы всё дальше шли вдоль реки, к плотине.
А вот и слив с плотины.
После всех разливов, после огромного водохранилища, на сливе всего навсего маленький ручеек.
А мы поворачиваем и делаем полукруг назад, к машине, но идём через лес.
А вот, на глаза попалась бабочка, с очень чудным и приятным названием.
Знакомимся. Зефир Берёзовый. Самка.
Эта парочка летала в тандеме.
И даже пруд нашли в самом сердце леса.
Больше часа мы ходили вокруг и не могли надышаться. Но время неуклонно бежало и нам предстояло ещё одно место и путь неблизкий домой. Совсем быстро вышли мы на дорогу и направились к машине. Кадр на память.
Часть пятая. Отвалы у п. Безовский.
Судя по деревьям, добыча тут прекратилась лет так 30 назад. И после этого процесса остались горы переработанной породы и песка, которые пользуются популярностью у отдыхающих. Вообще, они мало чем отличались от Узловских отвалов, поэтому сильно зацикливаться на них не буду.
Набор вполне стандартный для этих мест: порода, вода всех цветов, сосны, отдыхающие, горы мусора.
Некоторые озера уже высыхают.
Ну, и просто так мы ходить по низу не могли, выбрали вершину по солидней, и стали её штурмовать, ради хороших панорам, да и просто, чтобы осмотреться.
Перевалив через хребет, мы увидели ту же самую картину. Ну, и одно мертвое озеро.
Ходить по этим горам непросто, порода ещё не слежалась, и постоянно набивались кеды песком. Побродив немного, решаем вернуться к машине и переехать чуть дальше.
Уже вечерело, но всё же оставалось одно место, вызывавшее интерес. Со спутника казалось просто идеальным. И мы попытались проехать туда.
Ну, попытка не удалась. Проехав несколько км. мы наткнулись вот на такой участок пути.
Тут даже пытаться ехать было бесполезно. И мы оставили машину и пошли пешком.
Не зря мы шли около получаса. Вскоре перед нами открылся потрясающий вид. Особенно, на закате.
В одной из коробок из под сока шершни сделали себе гнездо. На фото видно задницы)
Ну, и вот такое дело, напоследок.
Прошли мы ещё около 3 км, пейзажи стали более ровными, а сумерки начинали наступать. Сделав несколько фото дырявой водокачки, с льющейся водой, из всех щелей, выдвигаемся домой.
Координаты мест, которые нам удалось посетить!
Искусственное озеро. 54°10’54.29″С 36°27’23.58″В
Монастырь. 54°10’59.81″С 36°19’35.55″В
Хвойный лес у р. Черепеть. 54° 7’27.52″С 36°20’25.95″В
Суворовские карьеры. 54° 4’35.52″С 36°29’19.40″В
На этом я и закончу свой сегодняшний рассказ. Жду активных обсуждений и комментариев! До новых встреч!














































































































