россиянам не хватает денег на еду
«С экономикой всё в порядке»: В России половине семей хватает денег только на еду и одежду
По данным Росстата, половине семей России хватает средств лишь на еду и одежду. 14% населения нашей страны вообще еле сводят концы с концами
Две главные новости неожиданно сошлись в клинче: одна, как это обычно бывает, со знаком плюс, вторая – с минусом.
– сообщил глава кабмина.
А вот вторая: без малого половина отечественных семей вынуждена жить в условиях дефицита, поскольку денег хватает им только на еду и одежду, а есть ещё и немалая доля тех, кто вообще едва сводит концы с концами.
Только 3% жителей страны могут позволить себе всё
Как так получилось, что Росстат представил свои данные о финансовом самочувствии жителей страны именно в то же самое время, когда председатель правительства РФ рассказывал о том, как хорош инвестиционный климат в России и как он повлиял на экономику?
Но почему-то слова о том, что «всё в порядке», мягко говоря, не вполне вписываются в статистический отчёт, ведь известно же, что оценка экономического развития государства напрямую зависит от уровня жизни его населения.
А он, уровень то есть, согласно сухим цифрам Росстата, выглядит далеко не лучшим образом.

По итогам второго квартала текущего года, лишь 2,7% домашних хозяйств (в смысле семей) страны могли позволить себе покупать всё, что захочется. Треть способна приобретать продукты питания, одежду и товары длительного пользования (бытовая техника, мебель), но на автомобиль, квартиру или дачу уже не хватит.
А вот 49,4% семей может рассчитывать свой бюджет только на покупку еды и одежды, ещё 14,1% буквально выживает, поскольку средств людям хватает лишь на продукты питания, а приобретать обновки и платить за услуги ЖКХ им уже затруднительно. 0,7% граждан – в прямом смысле бедствуют, у них нет денег даже на еду.
Причём (привет тем, что рассуждает о перспективах демографического прорыва!) чем больше детей в семье, тем выходит сложнее. Если доля тех «ячеек общества», у кого имеется только один ребёнок, поставленных на грань выживания (траты только на питание), составляет 12,8%, то при двух вырастает уже до 15,8%, а при трёх таковых уже пятая часть.
И что самое печальное в этой ситуации, численность тех, кто живёт плохо, растёт – медленными, но, увы, поступательными темпами.
Официально: в лучшем случае треть семейного бюджета уходит на питание
Самые большие сложности испытывают семьи в Ингушетии (78,8% тех, кто позволяет себе траты на еду и одежду), Чувашии (70,6%), Ненецком АО (69,7%), Краснодарском крае (69,2%), республике Марий Эл (69%), Астраханской области (68,8%), Удмуртии и Адыгее (по 67,8%), Омской и Новосибирской областях (65,8% и 65,2% соответственно).
У самого края бедности (деньги только на еду) – семьи в Алтае, Пензенской области, Кабардино-Балкарии, Рязанской области, Забайкальском и Ставропольском краях, Еврейской АО, Тыве, Томской области и Удмуртии (от четверти до трети всех домохозяйств).
Но вот что ещё любопытно: по подсчётам Росстата, так называемые располагаемые ресурсы в среднем на каждого члена семьи составляют – ни много ни мало – 28,7 тысячи рублей.
Иначе говоря, столько денег, по идее, удаётся зарабатывать «ячейкам общества». Как это сходится с данными по средней зарплате и реальными доходами населения, вопрос уже, что называется, третий, но вот структура расходов выглядит весьма убедительно.
Итак, выходит, что семья тратит (в среднем опять же) на одного домочадца 18,9 тысячи рублей, треть из которых уходит именно на питание (дороже всего, почти вполовину, обходятся мясо и молоко). Почти 16% отбирают расходы на транспорт, ещё 10% – услуги ЖКХ, 8% – отдых, 7% – непродовольственные товары, 3% – связь, и т. д.

А если есть дети, то семьям приходиться ужимать, соответственно, расходы.
Притом опять же что цены на всё подряд неуклонно растут.
Почему-то в статье расходов не учли выплаты по кредитам
Эта оценка представляется мне не вполне объективной. А где, хотелось бы узнать, статья расходов на кредиты? Ведь всем хорошо известно, что сегодня у многих именно эти траты становятся едва ли не основными. Тем более что реальные доходы населения неуклонно снижаются, людям приходится реально затягивать пояса,
– говорит экономист Пётр Денисенко.
Что касается закредитованности населения – правда. Слова эксперта подтверждает и недавнее исследование ВЦИОМ: непогашенные займы имеются у половины жителей страны, и только треть от числа всех должников, как это вообще принято при расчётах кредитования, выплачивает пятую-десятую часть семейного дохода, а ещё примерно столько же вынуждены отдавать намного больше – до половины того, что вообще зарабатывается.
А потому и общие настроения в обществе далеки от радужных – народ, во-первых, уже не хочет брать новых кредитов (из-за чего падает статистическая покупательская способность, не говоря уж о реальной), и оптимизма у большинства наших сограждан относительно значимых покупок вообще попросту нет.
Мне кажется, нам просто пускают пыль в глаза. Ну как они считают, эти статистики? Мы с мужем на двоих (я преподаватель, он инженер) зарабатываем примерно 70 тысяч, и это ещё очень хорошо, в сравнении с другими. У нас двое детей. В магазине каждый день оставляешь около тысячи рублей – соки, хлеб, мясо, молоко и так далее. Вроде бы по мелочи всё берешь, а набегает прилично. Около 18 тысяч уходит на ипотеку. 5-7 тысяч – коммуналка. Плюс детворе на секции и кружки и всё такое,
– рассказывает Татьяна С. из Екатеринбурга.

Между тем эксперты называют происходящее отрицательным сигналом для власти.
Происходит всё более заметное расслоение на богатых и бедных. У нас уходит, растворяется тот самый средний класс, который вообще-то составляет в развитых странах основу экономики – это малый бизнес, специалисты, квалифицированные рабочие. Над этим, по идее, должно думать сегодня правительство, его финансово-экономический блок,
По мнению эксперта, такой разрыв и падение доходов будет постепенно приводить к расширению теневого сектора, не облагаемого налогами, и росту преступности, поскольку людям придётся искать иные варианты прокормить семью, одеть и обуть детей и просто жить.
Если совсем просто: растёт социальная неудовлетворённость, поэтому не стоит удивляться изменению отношения к тем, кто руководит процессами в государстве: цифры Росстата и восприятие действительности правительством – это одно, а то, что говорят, обсуждают и чем недовольны обычные люди, это уж, извините, совсем другое.
Россиянам не хватает денег на еду

Рост заработной платы работников организаций во втором квартале 2020 г. в номинальном и реальном выражении (при незначительном снижении всей суммарной реальной оплаты труда) вызывает вопросы к статистике заработной платы. На фоне роста безработицы это, как минимум, требует объяснений. Тем более что социологические опросы показывают падение заработных плат и доходов, а также рост неполной занятости и безработицы.
Во втором квартале 2020 г. отношение среднедушевых денежных доходов к величине прожиточного минимума в среднем на душу населения достигло минимума за последние 10 лет (с 2011 по 2020 гг.), составив 286%.
Во втором квартале 2020 г. по 12 из 24 основных продуктов питания был достигнут минимум покупательной способности среднедушевых денежных доходов населения за период с 2011 по 2020 гг. Среди этих продуктов белый и ржаной хлеб, говядина, рыба, молоко, масло сливочное, чай черный… Если опираться на статистику среднедушевых денежных доходов, рассчитанных по новой методологии (такие данные существуют для 2013–2020 гг.), минимум покупательной способности населения достигается даже не по 12, а по 15 основным продуктам питания из 24.
Доходы населения
По данным Росстата, среднемесячная начисленная заработная плата работников по полному кругу организаций в апреле 2020 г. снизилась на 3,2% по сравнению с мартом, а потом начала расти (на 2,9% в мае и 2,7% в июне). В итоге во втором квартале 2020 г. номинальная зарплата выросла на 4,9% по сравнению с первым кварталом 2020 г. и на 4,8% по отношению к второму кварталу 2019 г.
Реальная заработная плата во втором квартале 2020 г. увеличилась на 3,3% по отношению к первому кварталу 2020 г. и на 1,6% по сравнению со вторым кварталом 2019 г. Реальный размер назначенных пенсий вырос в первом полугодии 2020 г. на 3% по сравнению с первым полугодием 2019 г.
Оценим совокупные объемы источников доходов населения на основе данных Росстата по объему и структуре денежных доходов населения по источникам поступления. По сравнению со вторым кварталом 2019 г. во втором квартале 2020 г. выросли объемы оплаты труда работников организаций и социальные выплаты; в реальном выражении также наблюдался рост значений этих показателей (см. табл. 1). Объемы остальных источников доходов снизились, правда, снижение остальной оплаты труда было очень небольшим. Вся реальная суммарная оплата труда, включающая заработную плату работников организаций и остальную оплату труда, осталась практически на уровне второго квартала 2019 г. (снижение составило 0,5%).
Это не согласуется с зафиксированным Росстатом значительным ростом безработицы, а также данными опросов НИУ ВШЭ, ИнФОМ, РОМИРа, «Левада-центра» и др., которые показывали не только рост безработицы, но и сокращение заработной платы. Так, по результатам репрезентативных опросов «Левада-центра», в апреле-июне 2020 г. 31–32% респондентов испытывали уменьшение (урезание) заработной платы и/или это случилось с членами их семей (в июле эта доля снизилась до 28%); 26% респондентов говорили о сокращении кадров в организациях, где они работают. По оценкам на основе опросов НИУ ВШЭ в мае-июне 2020 г., 23% респондентов отметили, что после начала пандемии у них сократилась заработная плата, 15% опрошенных полностью или частично лишились премий и бонусов, 9% были переведены на неполный рабочий день или неполную рабочую неделю, около 12% были отправлены в вынужденные отпуска.
Доходы от предпр. деят
Зарплата работников организаций
Остальная оплата труда
Доходы от собственности
Прочие денежные поступления
Источник: Росстат, расчеты Института «Центр развития» НИУ ВШЭ
При анализе статистики доходов населения и их составляющих во втором квартале 2020 г. следует принимать во внимание целый ряд факторов:
Данные Росстата о социальных выплатах тоже вызывают вопросы. Например, известно, что все основные выплаты в связи с эпидемией коронавируса начались во втором квартале. В частности, в течение апреля-июня родителям детей в возрасте до 3 лет выплачивалось по 5 тыс. руб. (в сумме получилось 62,7 млрд руб.); на июньские единовременные выплаты по 10 тыс. руб. семьям с детьми от 3 до 16 лет было потрачено 207,5 млрд руб. Итого, к доходам семей с детьми во втором квартале должно было добавиться примерно 270 млрд руб.
Однако, по данным Росстата, итоговый прирост социальных выплат во втором квартале 2020 г. по отношению к первому кварталу составил всего 74 млрд руб. Такой небольшой номинальный прирост может означать, что без учета социальных выплат, связанных с пандемией коронавируса, социальные выплаты во втором квартале снизились. Тем более что часть выплат в связи с поддержкой населения и занятости в условиях пандемии коронавируса отразилась в отчетности за первый квартал 2020 г. (например, выплаты лицам старше 65 лет в связи с самоизоляцией должны были хотя бы частично отражаться). Это еще больше подкрепляет наше предположение о возможной коррекции официальных данных по доходам населения за второй квартал 2020 г.
Устранение сезонности показывает, что реальные доходы, едва начавшие с 2019 г. отталкиваться от дна, упали во втором квартале текущего года на 8,8% по отношению к первому кварталу (при этом реальные располагаемые доходы так и не начали расти после падения в кризис 2015–2016 гг.). Спад наблюдался во всех компонентах доходов, но наибольший вклад внесло обрушение доходов от предпринимательской деятельности на 41% к первому кварталу, указав на социальную группу, понесшую наибольший урон от кризиса. Сильно сказалось на падении реальных доходов снижение оплаты труда на 3%, социальных выплат на 6% и прочих доходов на 13% (см. рис. 1).
Рис. 1. Динамика реальных доходов населения (прирост к предыдущему кварталу, сезонность устранена, в %) и ее разложение на компоненты
Примечание. Компонента «расхождение» образовалась в процессе сезонной корректировки и является обычным явлением в таких случаях.
Источник: Росстат, расчеты Института «Центр развития» НИУ ВШЭ.
Прожиточный минимум В середине августа Минтруд России опубликовал проект приказа «Об установлении величины прожиточного минимума на душу населения и по основным социальнодемографическим группам населения в целом по Российской Федерации за II квартал 2020 года». Отношение среднедушевых денежных доходов к величине прожиточного минимума в среднем на душу населения во втором квартале 2020 г. достигло минимума за последние 10 лет (с 2011 по 2020 гг.), составив 286,5% (см. табл. 2).
Таблица 2. Прожиточный минимум и среднедушевые денежные доходы во II кв. 2011–2020 гг.
Двум третям молодых семей в России хватает денег только на еду и одежду — Росстат
64 процентам молодых семей в России хватает денег только на еду и одежду. Товары длительного пользования они себе позволить не могут, говорится в опросе Росстата об уровне оценки домохозяйствами своего финансового состояния за второй квартал 2020 года, который объяснил РБК
В сравнении со вторым кварталом 2019 года финансовое положение молодых семей, где супругам по 18–25 лет, значительно ухудшилось, отмечает издание. Тогда на нехватку средств на товары, за исключением продуктов и одежды, жаловались 50,3 процента.
Другая категория россиян, чье положение ухудшилось, — неработающие пенсионеры. 62,4 процента из них также не могут тратить деньги на товары длительного пользования. Год назад таких было 58,8 процента. При этом за год финансовое положение улучшилось у многодетных семей. Сейчас чуть больше половины из них (50,5 процента) заявили, что им трудно покупать бытовую технику, мебель или транспортные средства. Ранее их было на 10 процентов больше.
Что еще известно:
В целом доля семей в России, которые могут покупать только еду и одежду, за год увеличилась с 40,4 до 49,9 процента. В 46 из 85 российских регионов таких домохозяйств более половины. Больше всего их на Алтае (75,9 процента), в Курганской (73,7 процента), Астраханской (73 процента), Ульяновской (72,8 процента) и Псковской (71,3 процента) областях. Лучше
Следить за событиями удобно в нашем новостном телеграм-канале. Присоединяйтесь
55 процентов врачей рассказали о падении заработка во время пандемии, следует из результатов исследования аналитической компании RNC Pharma и издания «Медвестник». При этом у 12 процентов из них доход резко упал, в том числе из-за вынужденного отпуска или увольнения. Еще 37 процентов отметили, что их уровень заработка заметно уменьшился
Путин возмутился, что у россиян нет денег на еду
Тут вам не там!
Глава страны напомнил, что в Советском Союзе людям не хватало продуктов из-за дефицита, а не из-за недостатка средств. Он подчеркнул, что этот вопрос требует особого внимания властей.

Вопрос завышенных цен на продукты, рост которых прогнозируется в следующем году, глава государства поставил ребром в ответ на доклад министра сельского хозяйства Дмитрия Патрушева, который сообщил о доступности продуктов для россиян. Патрушев доложил, что ситуация на продовольственном рынке страны стабильная и дефицита продуктов нет.

«В целом ситуация на продовольственном рынке — она стабильная, дефицита продуктов мы не наблюдаем», — сказал министр сельского хозяйства.
Министр отметил, что даже несмотря на пандемию, в его отрасли, наоборот, удалось нарастить объем производства. Индекс производства сельхозпродукции за десять месяцев составил 101,8%, индекс пищевых продуктов — 104,3%. Урожай зерна в чистом весе, исходя из доклада министра, в этом году превысит 131 млн т, что почти на 4 млн т больше, чем прогнозировало ведомство.
МРОТ: «Дожили» только четверо
Ранее сообщалось о социальном эксперименте активистов из Челябинска, которые попытались прожить месяц на МРОТ. Они вычли из его суммы затраты на непродовольственные товары и получилось, что на продукты осталось 4200 рублей.
«Акция шла ровно месяц — с 26 октября, основными участниками стали работники металлургических и горнодобывающих предприятий Челябинска, Сатки, Бакала, Карабаша, Верхнего Уфалея, а также члены их семей, — сообщили Znak.com в Горно-металлургическом профсоюзе России. — Из 14 участников до конца акции смогли «дожить» только четверо. Все без исключения жаловались на упадок сил, моральную усталость и болезненное состояние.
Особенно серьёзная тревога появилась за тех, кто работает на опасном производстве, — они пожаловались на потерю концентрации внимания, физическую слабость, как следствие — повышенный риск брака и угрозу производственной безопасности, своей и окружающих коллег. У нескольких человек полностью закончились продукты, двое во время эксперимента заболели».
Депутат Госдумы заявила, что россияне берут кредиты из-за нехватки денег на еду
Депутат Госдумы от КПРФ, член комитета по бюджету и налогам Вера Ганзя считает, что россияне вынужденно берут микрозаймы из-за отсутствия денег на продукты питания и оплату услуг ЖКХ. По ее мнению, это говорит об углублении кризиса в стране.
Ганзя прокомментировала данные кредитного бюро «Эквифакс» о том, что в марте 2021 года россияне взяли рекордное количество микрозаймов. По информации аналитиков, жители страны взяли 2,35 млн микрозаймов — это на 30,6% больше, чем годом ранее. Количество взятых ссуд стало максимальным за всю историю. Средняя сумма одного микрозайма составляет 13,1 тыс. рублей.
«Микрозаймы берут только тогда, когда не хватает на элементарное. Значит, не на что есть, заплатить за ЖКХ, не хватает на самое необходимое. Это очень тревожный сигнал, который свидетельствует об углублении кризиса. Люди пострадали от коронавируса, от экономической политики, которая сегодня проводится», — цитирует парламентария новосибирский обком КПРФ.
Вера Ганзя добавила, что микрокредитные организации не оказывают никакой серьезной пользы для экономики и «наживаются на чужой беде».
К слову, растет не только количество оформленных микрозаймов, но и число просроченных кредитов. За март оно выросло на 1,8% — до 5,4 млн единиц. Общая сумма невыплаченных займов составляет 61 млрд рублей.
Путин вспомнил о временах СССР, говоря о нехватке денег у россиян на продукты
Из-за пандемии коронавируса реальные располагаемые доходы россиян в 2020 году перешли к падению после двух лет околонулевого роста. Во втором квартале они обвалились на 7,9% в годовом выражении, это был рекорд с 1999 года. В третьем и четвертом кварталах обвал замедлился до минус 5,3% и минус 1,7% соответственно. В 2021 году россияне из-за роста цен и падения доходов перешли в режим проедания сбережений. По данным Росстата за первый квартал, население получило доход 14,3 триллиона рублей, а потратило на товары и услуги 14,9 триллиона рублей.
При этом ранее российский миллиардер Олег Дерипаска раскритиковал данные Росстата о снижении уровня бедности в России в 2020 году. Служба статистики оценила число россиян, чьи доходы находятся ниже прожиточного минимума, в 17,8 млн человек. Дерипаска в своем телеграм-канале написал, что в действительности таких россиян около 80 млн. По словам бизнесмена, за последние годы Росстат научился «виртуозно жонглировать цифрами и манипулировать статистикой». Однако после того, как Кремль отреагировал на это заявление, бизнесмен удалил свой пост и похвалил российские власти.
Реальные доходы россиян падают восьмой год подряд — с момента присоединения Крыма и введения западных санкций. Реальные располагаемые денежные доходы жителей России по итогам 2020 года сократились на 3,5%. Теперь они на 10% отстают от «докрымского» уровня. Об ухудшении своего материального положения заявляет каждый четвертый россиянин (данные РАНХиГС). За два последних года число граждан, планирующих свое будущее на ближайшие пять-шесть лет, сократилось с 17 до 11%.

