салат хозяйка медной горы
Сегодня из сказок зарубежных перенесёмся в русские, а именно к творчеству Павла Петровича Бажова.
Читая его уральские сказы о жизни местных горнорабочих и камнерезов, богатые фантастическими фольклорными персонажами и красочными описаниями самоцветов, написанные живым, разговорным языком, невозможно не очароваться самобытным духом Уральских гор.
Одним из самых известных сказов Бажова является «Медной горы Хозяйка», чей образ я хочу воплотить сегодня.
На всём протяжении произведения сюжет пестрит яркими красками: зелёный, голубой, золото, медь… эти цвета и будут отражены в макияже, но зелёный и его оттенки будут преобладать, конечно.
В качестве референса нашла картину художницы Анны Виноградовой «Медной горы Хозяйка». Именно такой я представляю себе героиню сказа — статной, красивой, смелой женщиной.
«Ну, парень видит — делать нечего. Пошёл к ней, а она рукой маячит, обойди-де руду-то с другой стороны. Он и обошёл и видит — ящерок тут несчисленно. И всё, слышь-ко, разные. Одни, например, зелёные, другие голубые, которые в синь впадают, а то как глина либо песок с золотыми крапинками. Одни, как стекло либо слюда, блестят, а другие, как трава поблеклая, а которые опять узорами изукрашены.»
«Он поглядел под ноги, а там и земли незнатко. Все ящерки-то сбились в одно место, — как пол узорчатый под ногами стал. Глядит Степан — батюшки, да ведь это руда медная! Всяких сортов и хорошо отшлифована. И слюдка тут же, и обманка, и блёстки всякие, кои на малахит походят.»
Итак, косметика, которая мне понадобилась:
— тональный крем Clinique Even Better в оттенке CN 10 Alabaster (VF);
— база под тени ArtDeco Eyeshadow Base;
— рассыпчатая бесцветная пудра RCMA MAKEUP The Original No-Color Powder;
— гелевая подводка MAC Fluidline Eye-Liner Gel в оттенке Ivy;
— прозрачный гель для бровей Art-Visage Fix &Care;
— палетка теней Just My Luck от Colourpop;
— палетка хайлайтеров Alchemist Holographic Palette от Kat Von D;
— спарклы Bernovich в оттенках х-17 и х-19;
— жидкая подводка Stellary Waterproof Eyeliner в оттенке 05 Оливковый;
— карандаш для глаз Avon Glimmerstick Diamonds Eye Liner в оттенке Emerald Glow;
— карандаш для глаз Bourjois Waterproof Clubbing в оттенке 41 Black Party;
— тушь для ресниц Avon Euphoric Volume and Length Mascara;
— жидкая матовая помада Relouis True Matte Complimenti! в оттенке 09;
— помада Essence Metal Shock Lipstick в оттенке 01 Iron Maiden;
— блеск для губ Wet Cherry от Lime Crime в оттенке Cherry Slime;
— праймер для глиттера NYX Glitter Primer;
— стразы, слюда, глиттер и прочие украшалки.
Нанесла тон Clinique и зафиксировала рассыпчатой пудрой RCMA.
Далее будем рисовать подобие чешуи ящерицы. Дайте уже косметического Оскара тому, кто придумал имитировать чешую рептилий с помощью надетых на голову колготок в сетку!
Набираю спонжем оттенки
Вот что получилось.
Брови заполняю гелевой подводкой MAC в оттенке Ivy, затем прочёсываю прозрачным гелем.
Затем приступаю к макияжу глаз.
Набираю пушистой кистью оттенок Chances Are… из палетки Just My Luck и строю им форму по орбитальной кости.
Внешний край затемняю с помощью кисти-бочонка и оттенка Mo Bamba.
На внутренний уголок наношу маленькой синтетической кистью хайлайтер
На нижнем веке ближе к линии роста ресниц нанесла оттенок Mo Bamba, растушевала с помощью Chances are.
Под бровь нанесла хайлайтер
На центр подвижного века нанесла спаркл х-19. Видно, что в одном месте покрытие получилось с просветами, впоследствии я туда добавила ещё пигмента.
«Как комнаты большие под землей стали, а стены у них разные. То все зеленые, то желтые с золотыми крапинками. На которых опять цветы медные. Одним словом, изукрашено, что и сказать нельзя.»
Тут мне захотелось добавить оливкового цвета — на внутренний край нижнего века нанесла спаркл х-17.
Верхнюю слизистую прокрасила чёрным карандашом Bourjois, нижнюю хвойным Avon.
«И платье на ней — на Хозяйке-то — меняется. То оно блестит, будто стекло, то вдруг полиняет, а то алмазной осыпью засверкает, либо скрасна медным станет, потом опять шелком зеленым отливает.»
Добавила стрелку подводкой Stellary. У неё изумительный оливковый цвет с блёстками, плюс потрясающая стойкость. Могу ошибаться, но сейчас её, к сожалению, не выпускают.
Ресницы просто прокрасила чёрной тушью.
Не знаю почему, но захотелось сделать тёмные — не чёрные, губы, с глиттером поверх. Правда, к моменту его нанесения помада уже успела схватиться и он попросту не прилипал к ней, по итогу просто залила всё блеском Wet Cherry — салатовые блёстки в нём тут пришлись кстати.
Добавляю с помощью выпуклых страз подобие бровных дуг рептилии.
«Только вдруг молодой, ровно его кто под бок толкнул, проснулся. Глядит, а перед ним на грудке руды у большого камня женщина какая-то сидит. Спиной к парню, а по косе видать — девка. Коса ссиза-черная и не как у наших девок болтается, а ровно прилипла к спине. На конце ленты не то красные, не то зеленые. Сквозь светеют и тонко этак позванивают, будто листовая медь.»
И снова без косы никуда. Но в первый раз я сделала образ без неё и поняла, что он смотрится неполным. Решила переделать, заодно вплела в волосы разноцветные цепочки подходящего цвета (спойлер: мне очень понравилось, так что планирую повторить этот приём летом) и попробовала по-другому накрасить губы.
«И видит Степан огромную комнату, а в ней постели, столы, табуреточки — всё из корольковой меди. Стены малахитовые с алмазом, а потолок темно-красный под чернетью, а на ём цветки медны.»
Правда, в другой день погода была отвратительной — за окном было облачно и дождливо, а ящерицы так любят погреться на солнышке))
В общем, представляю на ваш суд оба образа, какой больше понравится. Но на мой взгляд, второй всё таки ближе по детализации к оригиналу.
«Ну, прощай, Степан Петрович, смотри не вспоминай обо мне. — А у самой слезы. Она это руку подставила, а слезы кап-кап и на руке зернышками застывают. Полнехонька горсть.»
«На-ка вот, возьми на разживу. Большие деньги за эти камешки люди дают. Богатый будешь, — и подает ему.
Камешки холодные, а рука, слышь-ко, горячая, как есть живая, и трясется маленько.»
Такая вот получилась в моём представлении Медной горы Хозяйка — владычица подземных богатств Урала, хранительница и покровительница рудников.
«Худому с ней встретиться — горе, и доброму — радости мало. »
Хозяйка Медной горы («Медной горы Хозяйка», «Каменный цветок»)
Внешний вид и характер
В сборнике «Малахитовая шкатулка» Хозяйка Медной горы представляется как некий горный дух женского пола. При этом она предстаёт сразу в нескольких обликах:
Хозяйка Медной горы охраняет ценные минералы, не подпуская к ним людей со злыми намерениями. Если человек ей понравится, она может одарить его несметными богатствами; если же не понравится, то Хозяйка его может и погубить. Но этим не исчерпывается характер героини. Она является покровителем свободы, духом независимости. Хозяйка Медной горы ненавидит начальников и их алчных прислужников, помогает простым работникам.
В сказе «Медной горы Хозяйка» одного из таких работников — Степана — Хозяйка явно полюбила, так что помогла и его дочери Танюшке — одарила её собственной красотой (об этом рассказано в сказе «Малахитовая шкатулка»). Нередко Малахитница (так иногда именуется Хозяйка Медной горы) испытывает людей на прочность, ставя их перед тяжёлым выбором. Так, Степану она предложила жениться на ней. Тот ей ответил, что уже обещал взять в жёны девушку Настю. Малахитница оценила его честность и наделила его и его невесту подарками, самым главным из которых было освобождение от крепостной зависимости.
Характеристика Хозяйки Медной горы из сказа «Медной горы Хозяйка»
Герой сказа, молодой горный рабочий Степан, увидел Хозяйку Медной горы в лесу около большого камня. Там она была со своим «войском» — разноцветными ящерками. Малахитница со Степаном говорила весело. Поняла она, что он парень смелый и поручила ему сказать от её имени заводскому приказчику, чтобы он убрался с Красногорского рудника. Там добывали железную руду, а в той горе были её прекрасные чертоги. Да ещё велела передать, что если приказчик не исполнит этого, она медь в Гумёшевском руднике надёжно спрячет, и её невозможно будет добывать. Если Степан выполнит это поручение, Хозяйка обещала выйти за него замуж.
Малахитница оценила смелость Степана, который выполнил её поручение. За дерзкие слова, которые она велела передать, парень был наказан приказчиком: прикован к горе на длинную цепь, чтобы мог добывать малахит. В горе явилась к нему Хозяйка, похвалила, что выполнил поручение, показала своё приданое и спросила, возьмёт ли он её замуж. Степан ответил, что уже обещал жениться на сиротке Настеньке. Хозяйке Медной горы понравились в Степане его смелость и верность невесте. Она дала ему для невесты малахитовую шкатулку с разными украшениями. А ему самому Хозяйка подарила красивые зелёные камешки, в которые превращались её слёзы. Сказала она, что если Степан их продаст, станет богатым.
Стала Малахитница помогать парню в забое: начал он добывать только отборный малахит. Догадался приказчик, что ему помогает сама Хозяйка, и приказал работы на Красногорском руднике прекратить. А Степану пообещал, что выпустит его из крепостной неволи, если он добудет малахитовую глыбу весом сто пудов. Нашёл парень с помощью Малахитницы такую глыбу, а приказчик его обманул — не дал вольную. Хозяин горного завода пообещал дать вольную Степану, если добудет он такие камни малахита, чтобы их них можно было высокие столбы вырубить. Степан потребовал сначала вольную написать не только ему, но и невесте, и только потом стал искать малахит. Малахитница помогла его найти, и, таким образом, благодаря ей Степан и Настя стали свободны от крепостной неволи.
Но с тех пор больше малахита там не находили — спрятала его Хозяйка. А Степан завёл семью, но не был счастлив, ходил невесёлый, стал болеть. Часто уходил он на охоту к заброшенному Красногорскому руднику, но не приносил добычу. Когда не вернулся он домой, люди стали его искать и увидели, что лежит Степан мёртвый около рудника, а рядом с ним зелёная ящерица такая большая, каких здесь не видели. Из глаз её слёзы капали, увидела она людей и убежала. А в Степановой руке заметили люди зелёные камешки. Эти слёзы Хозяйки Медной горы он не продал, а хранил втайне от своей семьи. Не мог, видно, Степан забыть Малахитницу, хотя она просила не вспоминать её. Народ говорит о Хозяйке Медной горы, что «худому с ней встретиться — горе, а доброму — радости мало». Этими словами и заканчивается сказ.
Характеристика Хозяйки Медной горы из сказа «Каменный цветок»
Попросил он Хозяйку показать ему заветный каменный цветок, который видеть дано не каждому. Повела Малахитница парня в гору, в каменный сад с чудесными цветами из камня. Сказала она, что если бы Данило сам придумал, как сделать чудесный цветок, то она дала бы ему подходящий камень. Разочаровалась Хозяйка Медной горы в Даниле из-за того, что он хотел посмотреть её цветы, чтобы сделать такой же, потому что она ценила в мастерстве самостоятельность. По её мнению, настоящий мастер не должен опускать руки, а должен сам упорно добиваться того, что задумал.
Исчезла Хозяйка вместе со своим садом, а Данило пришёл домой, разбил чашу в виде цветка, которую сделал, и исчез из посёлка. Люди думали, что стал он горным мастером у самой Хозяйки.
Заключение
Происхождение образа Хозяйки Медной горы достаточно сложное. С одной стороны, она олицетворяет природу горного Урала и физические, химические и геологические процессы, с которыми сталкиваются работники на рудниках. Так, выходы минералов сформировали представление о «малахитовом платье» девушки. Токсичные газы, выходящие из-под земли, дали начало «убийственному» характеру Хозяйки.
С другой стороны, у Хозяйки Медной горы имеется и «звериная» ипостась, ведь иногда она появляется в виде ящерицы. В то же время на формирование образа явно повлияли верования местных народов. Так, Хозяйка Медной горы похожа на Мать-Землю из мифологии коми.
Иногда Малахитница отождествляется с Девкой-Азовкой, которая якобы охраняет клад, зарытый в недрах горы Азов, что вблизи города Полевского. В других случаях Азовка — это другой персонаж, «служанка» Малахитницы.
Образ Хозяйки Медной горы до сих пор многие считают фольклорным: тот случай, когда авторское произведение переходит в «народное сознание». В то же время это умелое поэтическое олицетворение природных красот Уральских гор.



























