Чем Минское море похоже на Балтику, и какую рыбу можно поймать с берега
Язык не повернется назвать Минское море водохранилищем. С момента создания оно стало для горожан не только одним из главных живительных колодцев, но и настоящим символом лета. Добраться до Заславского не составляет труда. Многие берега уже облюбованы санаториями, курортами и яхт-школами, однако это не мешает «дикарям» приезжать на общественные пляжи.
Самым массовым местом отдыха считаются территория, которая начинается от дамбы у пляжа № 1, и несколько километров береговой линии вплоть до популярного у молодежи пляжа № 5. Туда и отправился корреспондент агентства «Минск-Новости» осматривать морские владения минчан.
На этой неделе с погодой повезло. Солнце пригрело, и, несмотря на будний день, горожане устремились на море. На подъезде к водоему в воздухе улавливается стойкий бриз — ветер несет его вместе с волнами к берегу. Плавают только утки, хотя, кажется, и они с удовольствием укутались бы в плед, как парочка дам, усевшихся у воды с термосами.
На контрасте рядом на песке девушка в купальнике занимается йогой. Правда, под пристальным вниманием видеооператора. Неподалеку в еще работающем кафе несколько пар ждут свой поздний завтрак, а может, и обед с видом на море. Стоит это не так чтобы дорого, а впечатлений — на неделю вперед.
Кстати, в этом сезоне в пляж № 5 минские рестораторы вдохнули новую жизнь. Весной вдоль берега кроме традиционных палаток появились модный павильон и закусочная, а также десятки посадочных мест, сделанных из поддонов. А коммунальщики установили так много мусорок, что их, кажется, так и не успели заполнить за сезон. Добавим к полезной инфраструктуре биотуалеты, стационарные лежаки, детские качели и, конечно, беседки с мангалами. Словом, все сделано для отдыха с детьми или компанией.
Пожалуй, отдельно нужно упомянуть тех, кто приезжает сюда исключительно за спортом. Можно заняться яхтингом и кайтсерфингом, на пляже № 3 играют пляжные волейболисты. На нескольких пляжах также установлены антивандальные тренажеры, чтобы люди могли не только полежать на песочке или поесть шашлычка, но и подумать о культуре тела. Тем более что с наступлением холодов зона отдыха моментально пустеет, а вот прогулочные трассы под соснами, а с ними и спортивное оборудование всегда востребованы.
Кстати, именно растительностью вдоль берега наше море напоминает Балтику. Здесь, как и в российском Светлогорске или латвийской Юрмале, корни деревьев просятся в воду, воздух свеж. Минскому морю не хватает разве что чаек, зато есть и свои плюсы — яблоки на песке. Как раз сейчас он буквально усыпан дикими фруктами, что словно подчеркивает завершение сезона. Все дело в том, что яблони растут здесь рядом с хвойными…
Во время прогулки также выяснилось, что сейчас на Минском море отлив и рыбакам приходится заходить в воду чуть ли не по пояс. На вопрос о клеве мастера удила нехотя перечисляют возможную добычу: плотва, судак, лещ, подлещик, а еще щука, карась, линь.
В это время гладь воды вдалеке рассекает моторная лодка. И вроде показалось, но водитель-то, капитан, весь в белом! Вспоминается сразу, что многие белорусы когда-то были в числе первых так называемых петровских морских пехотинцев, а во времена СССР немало соотечественников отправлялись защищать водные рубежи большой страны на Балтийском, Черноморском и Тихоокеанском флотах. Конечно, Беларусь не морская страна, ведь Минск своего порта не имеет, но море, созданное 60 лет назад, бережет.
24 сентября отмечается Всемирный день моря, провозглашенный ООН. Нет, в этот день не нужно купаться или говорить морю спасибо. Праздник, который появился более 40 лет назад, призывает общественность обратить внимание на проблемы морей и океанов, на экологическую ситуацию на планете.
Минское море – одно из самых крупных водохранилищ в Белоруссии, еще его называют Заславским водохранилищем. На северо-западной части этого моря организован канал для занятий греблей и иными профессиональным и любительским водным спортом.
Минское море – одно их лучших мест в Белоруссии для комфортного туристического отдыха, занятий спортом, а также рыбалкой. Этот водоём чрезвычайно любим, как жителями этой страны, так и отдыхающими из России, Украины и иных соседних стран.
Минское море на карте Беларуси (интерактивная)
Подробная карта
Карта глубин Минского моря
История Заславского водохранилища
Это водохранилище было создано в середине прошлого столетия для борьбы с затоплениями и паводками, правильным регулированием стоков вод речки Свислочь. До появления искусственного моря здесь были поймы речек Ратомка, Чернявка и пр.
От Заславского водохранилища до Минска расстояние составляет около 17 км на юго-восток. Оно расположено на возвышенности. Доехать до этого водоёма можно на автомобиле или электропоезде, выйти следует на остановке «Минское море».
Водохранилище получило своё современное название по имени городка Заславль, стоящего на его берегу. Недалеко также имеется небольшой поселок Ратомка, здесь и собираются рыбаки, чтобы заняться своим любимым видом отдыха – рыбалкой.
Берега Заславского водохранилища заросли камышом и тростником. Оно имеет несколько заросших кустами островков, на которых живут местные чайки, а весной с юга прилетают дикие утки, дающие вдали от людей своё многочисленное потомство.
Все водохранилище имеет длину около 10 км, а максимальную ширину – чуть менее 5 км. Его глубина в среднем составляет чуть менее 4 метров, максимальная глубина – около 8 метров. Высота расположения водоёма над уровнем моря – более 200 метров.
На большой глубине дно Заславского водохранилища преимущественно покрыто илом, в котором и живут многочисленные виды местных рыб. На глубине менее 2 метров дно покрыто песком, на берегу оборудованы современные песчаные пляжи.
Рыбалка на Минском море
С целью культурного отдыха на берегах этого искусственного моря построено и активно функционирует множество санаториев, профилакториев, спортивных баз, а также знаменитый на всю Беларусь центр «Юность», где отдыхает молодежь.
Заниматься ловлей рыбы на Минском море можно и зимой, и летом. Оно реально большое, поэтому здесь всегда можно найти местечко подальше от людей и предаться любимому занятию – рыбалке в любое время года.
У берега заняться рыбалкой сложно, т.к. слишком мелко, поэтому знатоки этого дела часто используют фидерную снасть. Но лучше рыбачить с лодки, отплыв от берега на глубину на достаточно приличное расстояние.
Лучше всего делать это в хорошую, безветренную погоду, т.к. на расстоянии от берега при ветре на Минском море появляются довольно большие волны и даже подобие штормов, от которых рыба предпочитает уходить на глубину и пережидать непогоду.
Конечно, это не море, а огромный пруд, поэтому проживают здесь исключительно пресноводные рыбы: окунь, красноперка, карась, щука, лещ, плотва, судак, ёрш, линь и пр. Все, как в Средней полосе России. На Минском море много крабов.
В Заславское водохранилище регулярно запускаются мальки местных рыб.
Белорусы достаточно трепетно относятся к пополнению их численности, размножению. А отдыхающие и рыбаки из соседних стран обожают здесь заниматься рыбной ловлей.
Рыбалка… как много в этом слове. Для многих мужчин – это как глоток свежего воздуха. После окончания тяжелой трудовой недели душевно посидеть и половить рыбку – что может быть лучше? Сегодня мы отправимся на Минское море и посмотрим на традиционную для наших стран подледную рыбалку.
На улице минус 13, ветер режет лицо. Утром вереница мужчин, навьюченных словно мулы, шагает по тропинке с остановки электрички «Минское море». Одни несут на плечах рюкзаки, вторые — палатки, третьи тащат тяжелые железные короба. В них что-то аппетитно булькает и звенит. 8:20, только-только рассвело. Процессия торжественно ступает на водоем, покрытый льдом.
Лютые холода крепко сковали водную гладь. «Лед крепкий, надежный, сантиметров 25», — говорили рыбаки. У самого берега кто-то даже катался на снегоходе.
Подледная рыбалка — головная боль для спасательных служб. Каждую зиму в стране тонет около 100 человек, пренебрегших базовыми правилами безопасности. Они проваливаются, ступая на тонкий лед, и не могут выбраться на берег во вмиг потяжелевшей одежде.
На ближайшей к «морю» березе — памятка-напоминание от ОСВОДа. Рыбакам рекомендуют иметь при себе спасательный жилет, длинную веревку с петлей и грузом. Не рекомендуют пробивать лунки на близком расстоянии, прыгать и бегать по льду, собираться большими группами. Ну и употребл*ть алкоголь. Практически никто этим советам не следует. Особенно последнему.
Лунки нужно обозначать вешками или флажками — еще один неписаный закон. Вот его соблюдают.
Одни рыбаки обустраиваются ближе к берегу, другие топают, постукивая бурами по льду, еще метров 500—600. Идем за ними, ругая ветер, мороз, рыбу и февраль.
К девяти утра на Минском море вырастает настоящая рыбацкая деревня с дорожками и тропинками, с палатками-домами. Народу, кажется нам, тьма.
«Ерунда, почти никого нет. Испугались мороза», — комментируют здешние завсегдатаи.
Кто-то пришел в старой шинели и валенках — такие сидят на железных бидонах. Кто побогаче, экипирован в бренды. Евгений Михайлович рыбачит лет 40, а может, и больше. «На рыбалке сейчас много „крутых“ — миллионы тратят на костюм и снасти, камеры какие-то подводные выдумали, — говорит он нам. — А результат — пару мальков, на которых и кот не посмотрит».
«Раньше мерились уловом, а теперь удочками и санками», — ворчит старик.
Про миллионы это еще мягко сказано — хватит лишь на базовый набор. Сосед пенсионера, Игорь, перечисляет, сколько потратил в этом году: зимние канадские сапоги — 1,5 млн, комплект термобелья — столько же, кошки под обувь — 100 тыс., куртка — 1 млн. А еще поляризационные очки за 500 тыс., хороший термос, чтобы держал чай горячим весь день, взял за 1,2 млн, зимнюю палатку за 1,1 млн, ледоруб — за 1,5 млн. С удочкой и санками вышло больше 1000 у. е.
Евгений Михайлович слушает и посмеивается. Бур у него старый, с тупыми ножами. Пенсионер тяжело дышит, запыхался. На одну лунку у него ушло 2 минуты. Более молодые коллеги справляются секунд за 40.
«Плохой ветер, неправильный, нехороший будет клев, — сердится старик. — Дело ведь не в удочке, не в камере, а в ветре. Его не купишь».
Когда лунку пробурили, туда опускают раскрывающуюся кормушку с сухарями или мотылем, затем вычерпывают тонкий ледок, ждут. Ждать жутко холодно.
Самый бюджетный вариант, чтобы спрятаться от пронизывающего ветра и не околеть.
Проще в палатке. Теплее, можно снять шапку, лунка не затягивается льдом. Палатки с горящими внутри свечами напоминают огромные китайские фонарики.
Только иконы рыбному богу здесь не хватает! Ну и ста грамм.
Еще один наш собеседник, Владимир, работает на крупном минском заводе. Завод занимается сомнительным делом, забивает своей продукцией склады. Рыбалка, искренне говорит минчанин, для него уже лет десять — главная отдушина в жизни: «Рыбак меня поймет, тут нечего объяснять. Ничего азартнее и веселее человечество не придумало».
«На Минском море ловил и окуня, и леща, и щуку, и судака, — рассказывает Владимир, внимательно глядя на удочку. — Конечно, прихожу исключительно из спортивного интереса. Поехал бы я в собачий холод мерзнуть, чтобы просто наловить рыбы к обеду? Проще пойти в магазин и купить. В прошлом году вообще воспаление здесь подхватил, валялся в больнице. Но, знаете, тянет все равно. Это как тест для настоящего мужика: высидеть, выловить, соседей обогнать».
На рыбалку Владимир ходит исключительно по субботам. «В этот день отдыхаю от жены, а она от меня, — шутит он. — Сегодня приехал на машине, а когда и на электричке. Ну, вы понимаете. Почему бы не побаловаться на природе?»
«Удачного лова. Ни хвоста, ни чешуи!» — говорим мы ему на прощание. Рядом мужики салютуют чашками с горячим чаем. Пока ничего крепче. Дело не сделано, рыбы нет.
На Минском море можно рыбачить бесплатно. На некоторых водоемах в окрестностях Минска — уже только за деньги. Большинство рыбаков говорят нам, что не против платной рыбалки как таковой. Даже если все водоемы страны сделают платными (за разумную цену) и поставят водяных взимать дань. Главное, чтобы деньги тратили по делу. На зарыбление, например, на очистку.
Для кого-то из них рыбалка хобби, для кого-то — спорт. В конце февраля в Беларуси, на гребном канале Заславского водохранилища, пройдет чемпионат мира по зимнему лову. Ловить будут на мормышку, подкармливать — мотылем и растительными кормами. Организаторы ожидают отличных результатов: профи в стране хватает.
А как дела у наших сегодняшних героев? К обеду возвращаемся на водоем, чтобы проверить улов. Рыбаки шутят: на ужин хватит. Кто-то поймал леща, кто-то — подлещика, а пенсионер со старым буром — котелок плотвы на поджарку. Негусто… Да разве в этом дело? Лица у всех счастливые, глаза горят, и мороз уже давно не помеха.
Открывай! Наливай! Но это уже таинство не для посторонних.
«Ну, за рыбалку! — поднимает тост Евгений Михайлович, глядя весело на синее небо, искрящийся на солнце лед и своих друзей. — Хорошо сидим!»
Тест на настоящего мужика: репортаж с зимней рыбалки на Минском море
На улице минус 13, ветер режет лицо. Утром вереница мужчин, навьюченных словно мулы, шагает по тропинке с остановки электрички «Минское море». Одни несут на плечах рюкзаки, вторые — палатки, третьи тащат тяжелые железные короба. В них что-то аппетитно булькает и звенит. 8:20, только-только рассвело. Процессия торжественно ступает на водоем, покрытый льдом. О настоящем, нетленном и малопонятном для современной молодежи мужском увлечении — в нашем фоторепортаже с классической подледной рыбалки.
На Минское море мы приехали в минувшую субботу. Лютые холода крепко сковали водную гладь. «Лед крепкий, надежный, сантиметров 25», — говорили рыбаки. У самого берега кто-то даже катался на снегоходе.
Подледная рыбалка — головная боль для спасательных служб. Каждую зиму в стране тонет около 100 человек, пренебрегших базовыми правилами безопасности. Они проваливаются, ступая на тонкий лед, и не могут выбраться на берег во вмиг потяжелевшей одежде.
На ближайшей к «морю» березе — памятка-напоминание от ОСВОДа. Рыбакам рекомендуют иметь при себе спасательный жилет, длинную веревку с петлей и грузом. Не рекомендуют пробивать лунки на близком расстоянии, прыгать и бегать по льду, собираться большими группами. Ну и употреблять алкоголь. Практически никто этим советам не следует. Особенно последнему.
Лунки нужно обозначать вешками или флажками — еще один неписаный закон. Вот его соблюдают.
Одни рыбаки обустраиваются ближе к берегу, другие топают, постукивая бурами по льду, еще метров 500—600. Идем за ними, ругая ветер, мороз, рыбу и февраль.
К девяти утра на Минском море вырастает настоящая рыбацкая деревня с дорожками и тропинками, с палатками-домами. Народу, кажется нам, тьма.
«Ерунда, почти никого нет. Испугались мороза», — комментируют здешние завсегдатаи.
Кто-то пришел в старой шинели и валенках — такие сидят на железных бидонах. Кто побогаче, экипирован в бренды. Евгений Михайлович рыбачит лет 40, а может, и больше. «На рыбалке сейчас много „крутых“ — миллионы тратят на костюм и снасти, камеры какие-то подводные выдумали, — говорит он нам. — А результат — пару мальков, на которых и кот не посмотрит».
«Раньше мерились уловом, а теперь удочками и санками», — ворчит старик.
Про миллионы это еще мягко сказано — хватит лишь на базовый набор. Сосед пенсионера, Игорь, перечисляет, сколько потратил в этом году: зимние канадские сапоги — 1,5 млн, комплект термобелья — столько же, кошки под обувь — 100 тыс., куртка — 1 млн. А еще поляризационные очки за 500 тыс., хороший термос, чтобы держал чай горячим весь день, взял за 1,2 млн, зимнюю палатку за 1,1 млн, ледоруб — за 1,5 млн. С удочкой и санками вышло больше 1000 у. е.
Евгений Михайлович слушает и посмеивается. Бур у него старый, с тупыми ножами. Пенсионер тяжело дышит, запыхался. На одну лунку у него ушло 2 минуты. Более молодые коллеги справляются секунд за 40.
«Плохой ветер, неправильный, нехороший будет клев, — сердится старик. — Дело ведь не в удочке, не в камере, а в ветре. Его не купишь».
Когда лунку пробурили, туда опускают раскрывающуюся кормушку с сухарями или мотылем, затем вычерпывают тонкий ледок, ждут. Ждать жутко холодно.
Самый бюджетный вариант, чтобы спрятаться от пронизывающего ветра и не околеть.
Проще в палатке. Теплее, можно снять шапку, лунка не затягивается льдом. Палатки с горящими внутри свечами напоминают огромные китайские фонарики.
Только иконы рыбному богу здесь не хватает! Ну и ста грамм.
Еще один наш собеседник, Владимир, работает на крупном минском заводе. Завод занимается сомнительным делом, забивает своей продукцией склады. Рыбалка, искренне говорит минчанин, для него уже лет десять — главная отдушина в жизни: «Рыбак меня поймет, тут нечего объяснять. Ничего азартнее и веселее человечество не придумало».
«На Минском море ловил и окуня, и леща, и щуку, и судака, — рассказывает Владимир, внимательно глядя на удочку. — Конечно, прихожу исключительно из спортивного интереса. Поехал бы я в собачий холод мерзнуть, чтобы просто наловить рыбы к обеду? Проще пойти в магазин и купить. В прошлом году вообще воспаление здесь подхватил, валялся в больнице. Но, знаете, тянет все равно. Это как тест для настоящего мужика: высидеть, выловить, соседей обогнать».
На рыбалку Владимир ходит исключительно по субботам. «В этот день отдыхаю от жены, а она от меня, — шутит он. — Сегодня приехал на машине, а когда и на электричке. Ну, вы понимаете. Почему бы не побаловаться на природе?»
«Удачного лова. Ни хвоста, ни чешуи!» — говорим мы ему на прощание. Рядом мужики салютуют чашками с горячим чаем. Пока ничего крепче. Дело не сделано, рыбы нет.
На Минском море можно рыбачить бесплатно. На некоторых водоемах в окрестностях Минска — уже только за деньги. Большинство рыбаков говорят нам, что не против платной рыбалки как таковой. Даже если все водоемы страны сделают платными (за разумную цену) и поставят водяных взимать дань. Главное, чтобы деньги тратили по делу. На зарыбление, например, на очистку.
Для кого-то из них рыбалка хобби, для кого-то — спорт. В конце февраля в Беларуси, на гребном канале Заславского водохранилища, пройдет чемпионат мира по зимнему лову. Ловить будут на мормышку, подкармливать — мотылем и растительными кормами. Организаторы ожидают отличных результатов: профи в стране хватает.
А как дела у наших сегодняшних героев? К обеду возвращаемся на водоем, чтобы проверить улов. Рыбаки шутят: на ужин хватит. Кто-то поймал леща, кто-то — подлещика, а пенсионер со старым буром — котелок плотвы на поджарку. Негусто… Да разве в этом дело? Лица у всех счастливые, глаза горят, и мороз уже давно не помеха.